fbpx

Эксперимент, как метод познания мира для дошкольников

24 апреля 2020 Время чтения: 4 мин
Эксперимент, как метод познания мира для дошкольников

Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации.

Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно. Это шаг в неизведанное, это стремление к пониманию окружающего мира.

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является – экспериментирование. Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком.

В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.

Педагогу необходимо инициировать исследовательскую деятельность по неживой природе. Педагог должен обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок заключают в себе довольно много неизвестного. Несмотря на довольно ранний возраст, детям требуется прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в быту, в повседневной жизни.


В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет:
1. Ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.
2. Детям приобретать знания самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3. Ребятам стать более общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы.

Все исследователи экспериментирования выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности ребят: малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию.


Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Педагогическая целесообразность данного опыта заключается в том, что экспериментирование пронизывает все области деятельности детей, обогащая при этом память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие ребенка.

Работу рекомендуется осуществлять во второй половине дня, один раз на протяжении недели по 20 минут, и запланировать всего 36 часов на учебный год. Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, необходимо выполнить преобразование предметно — развивающей среды и сформировать центры экспериментально-поисковой работы.

Экспериментирование проходит через все области деятельности детей: прием пищи, занятия, прогулку, игру, сон. Исследованию могут быть подвержены животные и растения, объекты неживой природы и люди. Организуя, показывая, предлагая ребенку различные методы обследовательских действий: потрогать, погладить, посмотреть, попробовать на вкус, подержать и т.д., педагог оказывает помощь в освоении свойств и качеств материалов и предметов, произнося их названия, то есть, выполняя стимулирование развития активной речи.


Дети очень любят проводить исследования новых предметов, экспериментировать с различными материалами и веществами: красками, водой, снегом, песком, глиной и другими материалами. Взрослые нередко сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут серьезно научиться «важным» вещам. Но это не так. В ходе подобного исследования происходит развитие любознательности ребенка, расширение его представлений об окружающем мире, ребенок получает богатый опыт, приобретает мощный импульс для эффективного развития интеллекта.


Ярко выраженная любознательность выступает как один из наиболее важных показателей успешного психологического развития ребенка. Она находит проявление в том, что ребенок активно стремится к получению новых впечатлений, любит наблюдать за окружающим; с искренним интересом включается в предложенные взрослым игры с разными веществами; долго и с увлечением экспериментирует самостоятельно, подражая действиям взрослых, изобретает новые действия и стремится поделиться ими с взрослыми.

Метод детского экспериментирования не является сложным; он просто не является привычным и не разработан в отношении условий дошкольного учреждения.

Таким образом, включение в работу ДОУ экспериментальной деятельности актуально в настоящее время и является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «формирование максимально благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».

Детство — время поисков ответов на самые различные вопросы. Дошкольники — природные исследователи. Детское экспериментирование — прекрасное средство интеллектуального, познавательного развития детей дошкольного возраста.

Подписка на новости