Методика исследования личности ребенка «Дом-дерево-человек»

6 ноября 2019 Время чтения: 4 мин
Методика исследования личности ребенка «Дом-дерево-человек»

Данная методика предложена Дж. Баком в 1948 г., заключается в том, что ребенок должен нарисовать дом, дерево и человека. По мнению Дж. Бака, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной среде личности ребенка, его потребностях, уровне психосексуального развития и т. д.

Помимо использования «Дом-дерево-человек» в качестве проективной ме­тодики, автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития.

Для выполнения теста ребенку предлагаются:

· Бумага;

· Простой карандаш;

· Листок.

Стандартный лист складывается пополам, на первой странице сложенного листа наверху печатными буквами пишут «Дом», на второй странице – «Дерево», на третьей – «Человек», на четвертой – имя, фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования используется простой карандаш «ММ» (мягкий), чтобы ярко просматривался нажим карандашом.

Инструкция для ребенка

«Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».

На все вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из 2 частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные действия. Когда ребенок закончил рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Опрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных планах, представлениях ребенка.

Анализ теста

Информативными и содержательными признаками рисунков считается:

  • Расположение рисунка на листе бумаги;
  • Пропорции отдельных частей.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки:

  • Детали рисунков;
  • Их пропорции;
  • Перспективы.

Считается, что детали рисунка представляет сознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Ребенок может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную заинтересованность (значимость), двумя способами:

  1. Позитивным— если во время рисования он подчеркивает их или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним;
  2. Негативным— если пропускает основные детали рисуемых объектов. Интерпретация таких значимых деталей может выявить некоторые конфликты, страх, переживания рисующего.

При этом следует учитывать целостность всех рисунков и в сотрудничестве с рисующим, так как все здесь может быть сугубо индивидуальным.

Пропорции могут отражать психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений. Очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности в его психологическом окружении или желание выйти из ситуации. Человек, нарисованный в движении (бегущий, играющий и т.д.) чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни.

Количественная оценка

Для количественной оценки теста ДДЧ качественные показатели сгруппировываются в следующие симптокомплексы:

  • Незащищенность;
  • Тревожность;
  • Недоверие к себе;
  • Чувство неполноценности;
  • Врожденность;
  • Конфликт (фрустрация);
  • Трудности в общении;
  • Депрессивность.

Каждый симптокомплекс, состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке – 1 балл, на двух – 2, на всех трех – 3 балла (симптокомплекс «тревожность»).

Баллы ставятся в зависимости от степени выраженности признака (на одном рисунке до 1 балла). Отсутствие основных деталей лица- глаза, нос, рот (симптокомплекс трудности общения) – 2 балла, так же как изображение человека в профиль – 1 балл. При интерпретации рисунков ДДЧ надо исходить из целостности всех рисунков. Идеи интерпретации можно проверять в беседе с ребенком (им интересно, о чем говорят их рисунки). В беседе желательно намечать пути возможного самовоспитания ребенка (психологическая коррекция) на последнем этапе встречи.

Плохие рисунки могут свидетельствовать о возможном отставании ребенка в психическом развитии. В дальнейшем можно протестировать его интеллектуальные особенности.

Рисунки ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию ЦНС. Признаком к этому может быть:

  • Несоединенные между собой линии;
  • Сильный уклон нарисованной фигуры;
  • Двойные линии в рисунке;
  • Очень большая голова.

Присутствие в рисунке этих признаков дает основание к возможным ограничениям в повреждении ЦНС, особенно это важно при диагностике неуспевающих младших школьников. Бывают слабые формы дисграфии и дислексии, которые легко преодолеваются при специальных адекватных методах.

Таблица возможных баллов

К сожалению, таблицу с возможными баллами теста сюда не прикрепить, поэтому пишите нам с социальных сетях или на почту сообщение «ДДЧ», а наш чат-бот отправит вам таблицу и более подробное описание значений рисунка!