Данная методика предложена Дж. Баком в 1948 г., заключается в том, что ребенок должен нарисовать дом, дерево и человека. По мнению Дж. Бака, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной среде личности ребенка, его потребностях, уровне психосексуального развития и т. д.
Помимо использования «Дом-дерево-человек» в качестве проективной методики, автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития.
Для выполнения теста ребенку предлагаются:
· Бумага;
· Простой карандаш;
· Листок.
Стандартный лист складывается пополам, на первой странице сложенного листа наверху печатными буквами пишут «Дом», на второй странице – «Дерево», на третьей – «Человек», на четвертой – имя, фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования используется простой карандаш «ММ» (мягкий), чтобы ярко просматривался нажим карандашом.
Инструкция для ребенка
«Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».
На все вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из 2 частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные действия. Когда ребенок закончил рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Опрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных планах, представлениях ребенка.
Анализ теста
Информативными и содержательными признаками рисунков считается:
- Расположение рисунка на листе бумаги;
- Пропорции отдельных частей.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки:
- Детали рисунков;
- Их пропорции;
- Перспективы.
Считается, что детали рисунка представляет сознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Ребенок может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную заинтересованность (значимость), двумя способами:
- Позитивным— если во время рисования он подчеркивает их или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним;
- Негативным— если пропускает основные детали рисуемых объектов. Интерпретация таких значимых деталей может выявить некоторые конфликты, страх, переживания рисующего.
При этом следует учитывать целостность всех рисунков и в сотрудничестве с рисующим, так как все здесь может быть сугубо индивидуальным.
Пропорции могут отражать психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений. Очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности в его психологическом окружении или желание выйти из ситуации. Человек, нарисованный в движении (бегущий, играющий и т.д.) чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни.
Количественная оценка
Для количественной оценки теста ДДЧ качественные показатели сгруппировываются в следующие симптокомплексы:
- Незащищенность;
- Тревожность;
- Недоверие к себе;
- Чувство неполноценности;
- Врожденность;
- Конфликт (фрустрация);
- Трудности в общении;
- Депрессивность.
Каждый симптокомплекс, состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке – 1 балл, на двух – 2, на всех трех – 3 балла (симптокомплекс «тревожность»).
Баллы ставятся в зависимости от степени выраженности признака (на одном рисунке до 1 балла). Отсутствие основных деталей лица- глаза, нос, рот (симптокомплекс трудности общения) – 2 балла, так же как изображение человека в профиль – 1 балл. При интерпретации рисунков ДДЧ надо исходить из целостности всех рисунков. Идеи интерпретации можно проверять в беседе с ребенком (им интересно, о чем говорят их рисунки). В беседе желательно намечать пути возможного самовоспитания ребенка (психологическая коррекция) на последнем этапе встречи.
Плохие рисунки могут свидетельствовать о возможном отставании ребенка в психическом развитии. В дальнейшем можно протестировать его интеллектуальные особенности.
Рисунки ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию ЦНС. Признаком к этому может быть:
- Несоединенные между собой линии;
- Сильный уклон нарисованной фигуры;
- Двойные линии в рисунке;
- Очень большая голова.
Присутствие в рисунке этих признаков дает основание к возможным ограничениям в повреждении ЦНС, особенно это важно при диагностике неуспевающих младших школьников. Бывают слабые формы дисграфии и дислексии, которые легко преодолеваются при специальных адекватных методах.
Таблица возможных баллов
К сожалению, таблицу с возможными баллами теста сюда не прикрепить, поэтому пишите нам с социальных сетях или на почту сообщение «ДДЧ», а наш чат-бот отправит вам таблицу и более подробное описание значений рисунка!